ежедневно с 9 до 21 (по МСК)
Написать в магазин

История парфюмерии: 20 век

28 января 2013, 12:21
Обновлено: 19 апреля 2022 года
0

К началу 20 века производство искусственных аромакомпонентов стало столь масштабным, что цены на парфюмерию заметно снизились. Дешевле стали отдушки для одеколонов, мыла, другой гигиенической продукции.

Первая мировая война — поворотная эпоха для истории в целом и для парфюмерии в частности. Остаются в прошлом нежные барышни, окруженные тончайшим ореолом цветочного аромата. На смену им приходит совершенно новый женский образ.

В военное время многие представительницы прекрасного пола стали работать. Они шли на заводы и фабрики, медсестрами на фронт, служили в транспортной и торговой отраслях. Все это накладывало отпечаток на прическу, одежду, требования к личной гигиене. Входят в моду практичные укороченные стрижки и платья.

Дизайн парфюмерных флаконов конца 19-го - начала 20-го века

Таким образом, женщина эпохи ар-деко (1918-1939) более активна по сравнению со своими предшественницами. Она умеет зарабатывать. И если раньше духи получали в подарок от мужа или поклонника, то теперь их все чаще выбирают сами. Стоит ли удивляться, что продажи парфюмерии в 20-ых годах подскочили.

Характерен интерес к Востоку. А с открытием гробницы Тутанхамона в 1923 году начинается время египтомании. В моду входят не только пряные ориентальные запахи, но и флаконы с египетскими мотивами.

Новую эру в парфюмерии открывают знаменитые духи Chanel №5 (1921). Парфюмер Эрнест Бо использовал в них инновационный для того времени химический ингредиент — альдегиды. С помощью этих веществ Бо стремился воссоздать запах северных русских озер, который запал ему в память во время гражданской войны, когда его войска стояли в районе теперешнего Мурманска.

Постепенно имя парфюмера становится все менее и менее значимым — на первое место выходит марка. Создание ароматов превращается из искусства в бизнес.

Советская парфюмерия

В 20-ые годы, эпоху НЭПа, выходят первые духи советского производства. Выпускают их старинные фабрики, ныне национализированные. Так, за вывеской "Парфюмерная фабрика №2" скрывалось производство Брокара, а "Парфюмерная фабрика №2" — компания Ралле — те самые, которые в конце 19 и начале 20 веков получали первые призы на международных выставках.

Многие парфюмеры эмигрировали. Но не все. Остался, к примеру, Август Ипполитович Мишель, автор духов "Любимый букет императрицы", которые впоследствии были переименованы в "Красную Москву". Аромат сложный, многогранный и прекрасный имел один недостаток: им пахли все.

Одеколон "Украина" от советского производителя "Группа А"

В годы НЭПа надзор за выпуском парфюмерии осуществлял Трест Жиркость. Его сокращенное название — "ТЖ" — звучало на французский манер, как "драже", "неглиже", "бланманже".

В 1927 году появился женский парфюм "Красный мак", обладавший пряным опиумным запахом. Его выпуск совпал с премьерой одноименного балета в Большом театре, вдохновленного китайскими мотивами. Духи эти достаточно успешно продавались в сталинскую эпоху.

Советская "аристократия" имела возможность пользоваться ароматами из Франции.

Самыми дорогими были духи Guerlain, а самыми популярными — Coty.

Духи Coty образца начала 20 века

В начале 30-ых годов упомянутый выше Август Мишель создает женственную композицию "Манон" на основе гвоздики и ландышей. Для своего времени она казалась слишком нежной, летящей. Мишель долго работал на фабрике "Новая заря", у него было два любимых ученика, которые впоследствии вошли в число самых известных советских парфюмеров. Вот только сам Август исчез — вероятно, был репрессирован.

Из послевоенных достижений нельзя не отметить "Белую сирень" фабрики "Северное сияние". Легкая цветочная композиция воссоздавала тихую, спокойную атмосферу старинной усадьбы. В 50-ые годы та же фабрика "Северное сияние" выпускает "Ландыш серебристый". Несмотря на существование "железного занавеса", парфюмерам удалось оказаться в рамках международной моды. Платья тех лет повторяли силуэтные линии ландышей, колокольчиков, тюльпанов (влияние коллекции Dior New Look). И в ароматной индустрии на первом месте были ландыши. Можно отметить, к примеру, изящный парфюм Dior Diorissimo с явным запахом этого цветка.

Аромат Dior Diorissimo

Чем ближе к 21 веку, тем более явной становилась популярность ароматов "унисекс". Апогеем стал аромат для мужчин и женщин Calvin Klein CK One, который всего за три месяца со дня выхода в 1994 году стал самым продаваемым парфюмом в мире.

Последнее десятилетие отмечено интересом к удовому дереву. Впрочем, есть место и для других тенденций. Парфюмеры научились воспроизводить запахи, которые мы часто встречаем в быту. Все больше можно встретить нестандартных композиций с нотами, например, жженой резины, нефти или газа. Отдельный вопрос — духи с запахом денег. Людей все чаще интересует не столько марка духов, сколько их автор. А значит, происходит возрождение парфюмерии как искусства.


Ещё никто не оставлял комментарий.
Ещё никто не оставлял комментарий.
Вы можете стать первым.
Наталья Гнеушева
Наталья Гнеушева
Автор статьи
по материалам www.spellsmell.ru
Подпишитесь на рассылку!
Узнавайте первыми о наших новых статьях