ежедневно с 9 до 21 (по МСК)
Написать в магазин

Герои нашего времени – парфюмерия и литература

30 мая 2016, 5:23
Обновлено: 28 июня 2024 года
0

Парфюмерия и литература – два вида искусства, с давних времен тесно связанных друг с другом. Читая книги, можно не раз встретить упоминания об ароматах и парфюмерии. Запахи являются важной частью создания художественных образов и ассоциаций.

Описания героев, ситуаций и окружающего мира с использованием ароматов очень важны, и подобное сразу цепляет внимание читателя. Художественное произведение обретает дополнительные краски. Упоминания тех или иных духов помогают создать более выпуклый образ и лучше понять характер героя и даже разгадать его тайну. Многие ароматы были увековечены писателями и поэтами. О некоторых произведениях, где упоминаются запахи и парфюмерия, расскажем в данной статье.

Классическая литература о парфюмерии

Начнем с самого мистически-иронического и философско-карикатурного произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В описания воландовского сеанса магии автор пишет: «Кот начал шаркать задней лапой, передней и в то же время выделывая какие-то жесты, свойственные швейцарам, открывающим дверь. Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное: - Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль. Фагот извивался, кот кланялся, девица открывала стеклянные витрины.»

Духи Guerlain неоднократно используются во многих произведениях. Так аромат L Heure Blue («Сумерки») стали одной из красок образа героини Ванды в романе Марии Кунцевич «Тристан 1946». Они же упоминаются у А. Толстого в «Гиперболоиде инженера Гарина»: «Без пяти девять Гарин взял душ, после чего отдал себя в работу парикмахеру и его четырем помощникам… Волосы на голове освежены в нескольких туалетных водах и эссенциях, тронуты щипцами и причесаны так, что стало незаметно плеши. Брадобрей, получивший титул баронета за удивительное искусство, побрил Петра Петровича, напудрил и надушил лицо и голову различными духами: шею - запахом роз, за ушами - шипром, виски - букетом Вернэ, около губ - веткой яблони (греб эпл), бородку - тончайшими духами «Сумерки».

Женские духи L Heure Bleue от Guerlain

Женские духи L Heure Bleue от Guerlain

Много места в своей поэзии уделяет запахам Шарль Бодлер. Может даже сложиться впечатление, что посредством ароматов он воспринимает окружающий мир. Например, в стихах «Соответствия» он пишет:

"Природа – строгий храм, где строй живых колонн

Порой чуть внятный звук украдкою уронит;

Лесами символов бредет, в их чащах тонет

Смущенный человек, их взглядом умилен.

Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,

Где все едино, свет и ночи темнота,

Благоухания и звуки, и цвета

В ней сочетаются в гармонии согласий."

Позволим себе еще привести отрывки другого стихотворения поэта, в котором присутствуют не только запахи, но и флакон:

"Бывают запахи, все существо которых

Проходит сквозь стекло, как чрез любые поры.

Когда ты повернешь чуть звякнувший замок

У древнего ларца, чья родина - Восток,

Иль в доме брошенном шкаф распахнешь старинный,

Где запах Времени остался пыльный, чинный,

И позабытый там найдешь пустой флакон,

Пахнувший на тебя душой былых времен,

Из гусениц тогда, сухих и запыленных,

Подобно бабочкам окрасок похоронных

Взлетают призраки минувшего, они

Порхают возле роз, как и в былые дни.

Когда из жизни я уйду, забыт друзьями,

Пусть, как флакон, меня оставят в пыльном хламе,

Как высохший флакон с мутнеющим стеклом,

Где виден трещины змеящийся излом."

В творчестве А. Вертинского также есть стихи, посвященные женщине и ее парфюму. Они называются «Злые духи» (1925). Вот лишь одно четверостишие:

"Я опять посылаю письмо и тихонько целую страницы

И, открыв Ваши злые духи, я вдыхаю их сладостный хмель.

И тогда мне так ясно видны эти черные тонкие птицы,

Что летят из флакона - на юг, из флакона «Nuit de Noel»."

Женский парфюм Nuit de Noel от Caron

Женский парфюм Nuit de Noel от Caron

В творчестве Александра Блока есть цикл стихов о Прекрасной даме. Он вдохновлен образом своей жены Любови Менделеевой, дочери известного ученого. В одном из произведений под названием «Незнакомка» (1906) Блок пишет:

"И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне? ),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна."

Выражение «дыша духами и туманами» даже стало нарицательным и еще не раз использовалось в поэтическом творчестве.

Литературный Coty. Духи в литературе 1920-ых

Одним из лидеров по упоминанию в литературных произведениях являются духи дома Coty. В основном, это книги, относящиеся к первой половине 20 века. Например, Глеб Андреев в своей «Подземной Москве» пишет: «Тут же по сходной цене предлагали бюстгальтеры, духи «Лориган Коти», в которых на чаю плавали две капли настоящих духов, цветные наколки для волос, плюшевые альбомы, будильники с музыкой, виды Кавказа и мундштуки». Или в романе «Любовник Леди Чаттерлей» (1928) Дэвид Лоуренс рассказывает: «Она не могла удержаться и надушила два-три платка и рубашки у него в комоде, просто из ребячества. А потом взяла и сунула флакончик Коти «Лесная фиалка» среди его вещей, пусть вспоминает ее».

Аромат L'origan от бренда Coty

Аромат L'origan от бренда Coty

В книге «Алмазный мой венец» Валентина Катаева также появляются духи Франсуа Коти: «Она была по-прежнему хорошенькая, смешливая, нарядно одетая, пахнущая духами «Лориган» Коти, которые продавались в маленьких пробирочках прямо с рук московскими потаскушками, обосновавшимися на тротуаре возле входа в универсальный магазин, не утративший еще своего дореволюционного названия «Мюр и Мерилиз».

В своей автобиографии «Дорогой длинною» Александр Вертинский рассказывает о послереволюционном времени и условиях вынужденной эмиграции знати сначала в Крым, а затем в Константинополь. Он пишет: «Высокие, худые как жерди великосветские дамы и девицы, бывшие фрейлины двора, графини, княжны и баронессы с длинными, породистыми, лошадиными лицами, некрасивые и надменные … не мылись неделями, спали не раздеваясь. От них шел одуряющий запах пронзительного «Лоригана Коти», перемешанный с запахом едкого пота».

Реклама парфюма L'Origan от Coty 1920-ых годов

Реклама парфюма L'Origan от Coty 1920-ых годов

Кстати, указанный аромат Coty нашел свое место и в стихах Сергея Есенина «Мой путь» (1925):

"Не нравится? - Да вы правы!

Привычка к «Лориган» и к розам.

Но этот хлеб, что жрете вы,

Ведь мы его, того. С навозом."

Надо отметить, что в литературе 1920-ых годов можно найти множество упоминаний о парфюмерии. Вот только несколько примеров.

В романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» авторы пишут: «Ночью Варваре приснился страшный сон. Иссохший от высокого чувства Васисуалий глодал белые шпоры на сапогах военного врача. Это было ужасно. На лице врача было покорное выражение, словно у коровы, которую доит деревенский вор. Шпоры гремели, зубы лязгали. В страхе Варвара проснулась. Желтое японское солнце светило в упор, затрачивая всю свою силу на освещение такой мелочишки, как граненая пробка от пузырька с одеколоном «Турандот».

В книге В. А. Катаняна «Жизнь», посвященной Лиле Брик, есть весьма интересные отрывки. Он вспоминает, что она «с восторгом относилась к рекламе «Резинотреста», но предпочитала носить обувь от Bally. Радовалась, что открываются новые парфюмерные магазины ТэЖэ, но душилась парижскими Guerlain Jicky (а позднее «Бандит») от Герлена с интригующим и дерзким ароматом».

Один из старых дизайнов аромата Jicky от Guerlain

Один из старых дизайнов аромата Jicky от Guerlain

А в списке покупок, который Лиля Брик поручила сделать в Париже Маяковскому, она просит, помимо шерстяного платья, чулок, бус, перчаток, носовых платков и сумки, купить ей духи Guerlain Rue de la Paix и Houbigant Mon Boudoir.

Парфюмерия, детективы и дамские романы

Ароматы и запахи очень часто становятся едва ли не полноценными героями романов. В детективных историях они играют роль косвенной улики или выступают в качестве одного из звеньев логической цепочки. Вспомним рассказ о собаке Баскервилей. Шерлок Холмс, герой А. Конан Дойля, так объясняет свои умозаключения: «Вы, вероятно, помните, что, разглядывая письмо, присланное сэру Генри, я заинтересовался, есть ли на нем водяные знаки. Я поднес листок к глазам и уловил легкий запах - от него пахло духами «Белый жасмин». Есть семьдесят три сорта духов, которые опытный сыщик должен уметь отличать один от другого. Я на собственном опыте убедился, что успешное расследование преступлений не раз зависело именно от этого. Если пахнет жасмином, значит, автор письма женщина, а к тому времени Стэплтоны уже начинали интересовать меня. Итак, я понял, что собака существует на самом деле, и догадался, кто преступник, еще до своей поездки в Девоншир».

Или вот отрывок из классического детектива Агаты Кристи «Убийство в восточном экспрессе». В нем Эркюль Пуаро расспрашивает свидетеля:

«Вы ее видели? Какая женщина - молодая, старая?»

«Я не видел ее. Не смотрел в ту сторону. Просто до меня донесся шорох и запах духов.»

«Духов. Хороших духов?»

«Да нет, скорее плохих. Такой, знаете ли, запах, что издалека шибает в нос… И вот в течение вечера я отметил про себя: «Женщина… Ну и духи!». Но когда она прошла, точно не могу сказать, хотя… скорее всего после Виньковцов.»

«Почему?»

«Помню, я почувствовал этот запах, как раз когда мы заговорили о пятилетке. Знаете, как бывает, запах духов навел меня на мысль о женщинах, а с женщин я перекинулся на положение женщин в России. А я помню, что до России мы добрались уже к концу разговора».

Одна из первых обложек книги Агаты Кристи "Убийство в восточном экспрессе"

Одна из первых обложек книги Агаты Кристи "Убийство в восточном экспрессе"

Есть упоминания ароматов и в других детективных историях. К примеру, духи Joy фигурируют в рассказе «Двойная сдача» (1952) Джеймса Х. Чейза. А в своей книге «Алмазная колесница» Б. Акунин пишет следующее:

«Понюхайте-ка! – перебил его Фандорин, уткнувшийся носом в наволочку. – Что это за аромат?»

Письмоводитель взял подушку, добросовестно втянул воздух.

«Это аромат аямэ. Как это по-русски? Ирис».

Лицо титулярного советника озарилось счастливой улыбкой. Не приснилось! Она была здесь! Это запах ее духов!

«Ирис – главный аромат нынешнего сезона, – объяснил Сирота. – Им душатся женщины, им пропитывают белье в прачечных. В апреле ароматом сезона была глициния, в июне будет азалия».

Однако поистине неограниченно парфюмерия используется в дамских романах. Особенно часто упоминаются ароматы в книгах Джеки Коллинз, в них можно найти упоминания о Jean Patou Joy, Elizabeth Taylor White Diamonds, Hermes Caleche и многих других. Joy, как самые дорогие и редкие духи, использованы также в «Наваждении» Джессики Марч. Да и Дарья Донцова неоднократно вспоминает в своих романах парфюмерию Dior и Chanel.

Аромат Joy от Jean Patou

Аромат Joy от Jean Patou

Итак, ароматы и запахи являются неотъемлемой частью почти любого литературного произведения: от «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл до «Одиночества в сети» Януша Вишневского, от «Бриджит Джонс» Хелен Филдинг до «Иветты» Ги де Мопассана, от классических рассказов Александра Куприна «Ночная фиалка» и «Суламифь» до «Безымянной звезды» Михая Себастиана. И даже в «поттериане» запахи становятся частью истории. В данной статье мы вспомнили только о некоторых примерах союза литературы и парфюмерии. А какие упоминания ароматов в книгах знаете Вы?

Ещё никто не оставлял комментарий.
Ещё никто не оставлял комментарий.
Вы можете стать первым.
Лиана Казыханова
Лиана Казыханова
Автор статьи
по материалам SpellSmell.ru
Подпишитесь на рассылку!
Узнавайте первыми о наших новых статьях