• ✓ Огромный ассортимент
  • ✓ Доставка по всей России
  • ✓ Оплата при получении
  • ✓ Помощь в выборе
  • ✓ Акции и скидки
  • ✓ Подарки к каждому заказу
SpellSmell.ru
Качество и скорость!
  • Рассылка
  • Новости
  • Статьи
Пн - Вс, 9:00 - 21:00 (время МСК)

С древности до наших дней: как менялись парфюмерные флаконы.

(4 из 5 на основе 5  оценок)


27 ноября 2017, 10:01

Можно с уверенностью сказать, что ароматические средства и посуда для их хранения начали свой путь в цивилизации примерно в одно время. Еще в античные времена благовонные составы помещали в специальные миниатюрные емкости, сделанные из разнообразных материалов: камня, обожженной глины, рогов и костей животных.

Древний мир

Древние египтяне и жившие на территории сегодняшней Палестины ханаанеи достигли больших высот в искусстве обработки слоновой кости и рога носорога. Их творения представляли собой цилиндрические сосуды высотой от 8 до 20 сантиметров диаметром 6-10 см, но встречались емкости и совсем маленьких размеров. В начале IV тысячелетия до нашей эры на цилиндрических флаконах из кости стали вырезать украшения. До наших дней дошли трубочки-рожки, чаще всего из зубов бегемота, в которых хранили косметические вещества. В верхнем крае такого рожка просверливали пару сквозных отверстий и покрывали лоскутом кожи или ткани, а чтобы содержимое (ароматные смолы, минеральная краска) не просыпалось, затягивали шнурком. В Египте часто использовались глиняные флаконы в форме женщин с очень широкими бедрами, мешочками-грудями и схематичным изображением лица.

В археологических находках III-II тысячелетий до нашей эры обнаружены медные и каменные сосуды для хранения косметических средств, бальзамов и ароматических масел в форме скульптур животных и людей, миниатюрных амфор. С середины II тысячелетия до нашей эры в Месопотамии научились выплавлять стеклянные емкости — цилиндрические или грушевидные бутылочки вытянутой формы с узким горлышком, которые украшали зигзагами или волнообразными орнаментами с помощью стеклянных нитей другого оттенка. Способ их изготовления был предельно прост, на глиняную форму накладывалась горячая силикатная масса. На Востоке делали емкости с таким тонким горлышком, что даже при переворачивании содержимое из них проливалось лишь по каплям.

Древние греки и римляне разделяли сосуды для ароматов на лекифы (lecythes) — для текучих веществ, арибаллы (aryballes) — шаровидные приземистые баночки для аромамасел и алабастры (alabasters) — цилиндрические или грушевидные емкости для притираний и духов. Алабастры для хранения ароматов характерны также и для более поздних средиземноморских культур. Из названия легко догадаться, что первоначально они были сделаны из алебастра, а потом уже их форму позаимствовали гончары и стекольщики.

Древнеславянские племена в качестве тары для парфюмерии пользовали изделия из плотной дубленой кожи крупного рогатого и вьючного скота, обработанной особым составом. Были распространены также сосуды из камня и дерева. Женщины носили специальные подвески-украшения на висках, в которые вкладывались душистые вещества.

Средневековье

В Средние века флаконы из благородных металлов, богато украшенные драгоценными камнями и эмалями, делали и в Европе, и в Египте и на Востоке. Однако падение Римской империи, внутренние междоусобицы и набеги варваров не оставили шансов развитию парфюмерии в западном мире.

Пока Восток потихоньку благоухал, в Европе христианство объявило духи излишеством и бесполезным предметом, противоречащим истинной вере. В XI-XII веке европейцы покупали благовония у арабов. Лишь развитие торговых отношений в XII веке и Крестовые походы возродили интерес к искусству составления ароматов. В моде были надушенные воротнички из меха, подушки с травами и лепестками цветов. Изобретение жидких духов на основе спирта во второй половине XIV века повлекло за собой новую волну создания парфюмерных емкостей. В XVI веке в эпоху Ренессанса появились новые сосуды — серебряные и золотые помандеры (от фран. - pomme d`ambre), овальные или круглые «яблоки», разделенные на несколько долек, в которых «прятали» мускус, амбру, ароматические масла и смолы. Их носили на шее, в руке или крепили к поясу.

Позже в эпоху регентства помандеры трансформировались в плоские коробочки и стали называться vinaigrette: вовнутрь помещали губку, пропитанную душистыми эссенциями.

XVII-XIX века

В XVII веке в период Барокко появилось «молочное» непрозрачное стекло, ювелирная чеканка. Искусные ремесленники изготавливали из металла, золота, серебра, тонкого фарфора, опалового стекла и хрусталя флаконы для духов и нюхательных солей, кадильницы и курильницы благовоний. Инкрустировали их драгоценными камнями и перламутром, украшали эмалью. Во Франции, Австрии и Англии повсеместно стали появляться мануфактуры, специализирующиеся на выпуске парфюмерной посуды. Флаконы этого периода отличаются разнообразной геометрической формой, встречаются образцы, декорированные цветочными орнаментами, фигурками животных и различных персонажей.

Однако истинный расцвет в изготовлении парфюмерных флаконов приходится на XVIII век, когда сосуды приобрели форму животных, птиц, людей, обезьянок, букетов цветов, ангелочков, фруктов. Они богато украшались позолотой, глазурью и финифтью в чеканной серебряной или бронзовой оправе. Затем мода сместилась в сторону опаловых и непрозрачных флаконов из богемского стекла нежнейших оттенков, оформленных золотой филигранью или арабесками. На пике популярности были граненые, шлифованные или эмалированные емкости из хрусталя. Мастера-ювелиры создавали целые комплекты — несессеры, включающие в себя изящные хрустальные флакончики, серебряные воронки для переливания жидкостей, зеркало и другие аксессуары для туалета (всего до 30 штук).

Парфюмерная посуда отличалась большим разнообразием и формами. На английской фабрике Челси изготавливали фарфоровые флакончики, на острове Мурано в Венецианской лагуне выпускали узкие изогнутые бутылочки, похожие на бананы, в немецком Мейсене — фарфоровые флаконы-фигурки с лепными цветами в виде персонажей площадного театра, китайцев и даже сценок фривольного характера, на Сицилии — прямоугольные металлические емкости, инкрустированные кораллами. Думаете, парфюмерные пробники — это изобретение современного человека? Вовсе нет. В конце XVIII века алхимики и парфюмеры продавали свои ароматы в одноразовых контейнерах из обычного стекла, украшенных золотой росписью и половинками бусин. Так называемые пробники длиной от 15 до 21 см имели внутри себя крохотную каплеобразную полость, куда и наливались духи. Скорее всего, их носили в сумочке или кармане.

Очень долго флаконы не были привязаны к определенному аромату: их наполняли понравившимися духами, которые заказывали у аптекаря или парфюмера. Так продолжалось до конца XIX века: изменения касались лишь стилистики оформления бутылочек. Благодаря новым технологиям обработки металла и стекла, ремесленники научились армировать аптекарские емкости металлическими декоративными элементами в виде поясков или пасторальных сценок. В викторианской Англии возвращается популярность к флаконам специального назначения — емкостям для нюхательных солей, уксусницам, слезницам (миниатюрные сосуды для вдовьих слез), табачным пузырькам, которые просуществовали до XX века.

XX век

Американская исследовательница и парфюмерный историк Кристи Майер-Лефковис считает, что открытие больших универмагов в крупных городах Европы и Америки послужило стимулом для развития дизайна упаковки парфюмерной продукции. Только в начале XX века ведущие парфюмерные компании стали понимать, что флакон и помещенная в него композиция должны выражать единую ароматную концепцию. Так, Поль Пуаре в 1911-м выпускает ароматы с вызывающими названиями на скромных этикетках: «Её спальня», «Запрещенные фрукты». В это же время гениальный ювелир и стеклодув Рене Лалик создает новые стандарты оформления парфюмерной посуды. Он проектирует этикетки, придумывает всевозможные стеклянные и хрустальные флаконы, сочетающие в себе стили ар-нуво и ар-деко. Его работы напоминают драгоценные скульптуры: активно используется цветной материал, рельефные изображения человеческих фигур, насекомых, растений.

В начале 1920-х годов стиль ар-нуво окончательно был потеснен стилем ар-деко, более строгим и без мистического флера. Огромное количество красивейших флаконов в 1920-1930-х годах разработали дизайнеры старейшей стекольной фабрики Baccarat. При проектировании емкостей для люксовой парфюмерии часто использовали приемы авангарда: резкие, угловатые формы кубизма, геометрическая абстракция и функционалистская архитектура нашли отражение в парфюмерной упаковке того периода. В послевоенные годы происходит демократизация духов, а дорогие материалы для изготовления флаконов сменяются обычным стеклом, пластиком. В 1960-1970-х годах многие парфюмерные бренды поглощаются крупными холдинговыми компаниями, которые озабочены лишь увеличением продаж массовой продукции и оптимизацией производства. Как и следовало ожидать, выпуск эксклюзивных флаконов значительно сократился, но уже в 1980-х он снова начал возрождаться, благодаря усилиям коллекционеров раритетной парфюмерной посуды.

И сегодня еще можно встретить парфюмерные бренды, занимающиеся созданием и выпуском оригинальных флаконов, например, Thierry Mugler Angel, Ralph Lauren Love, Sonia Rykiel Rykiel Rose Eau de Parfum и другие.

SpellSmell

Также рекомендуем Вам статьи:


 

Василий Архипов по материалам SpellSmell.ru
Последние покупки в SpellSmell.ru: